|
|
|
Подводные лодки проекта 651 |
|
|
|
Дизель-электрическиеподводные лодки пр. 651
Описание, история создания и службы |
ДЭПЛ проекта 651 (Код НАТО - "Juliett" - "Джульетта") поступили на вооружение советского ВМФ в конце 1950-х годов. Они вооружались 4-мя крылатыми ракетами с ядерными боеголовками (около 1 Кт) и 10 торпедными аппаратами.Крылатая ракета П-5 была разработана в 1950-х годах в КБ Челомея и оснащена системой складывающихся крыльев "АРК-5", которая позволяла запускать ракету из циллиндрической ПУ относительно малого диаметра, размещавшейся на ПЛ.
П-5 имела дальность 500 км, высота полёта составляла 200-400 метров, скорость - 345 м/сек.Такие характеристики позволяли П-5 легко преодолевать береговую ПВО США в 1960-х годах.
Максимальное отклонение от цели при полёте на полную дальность составляло 3000 м., что компенсировалось 930 кг. ядерной боеголовкой РДС-4. Более точные самонаводящиеся ракеты П-6 и П-500 появились позднее и предназначались для поражения американских авианосцев.
Первоначально планировалось построить 35 таких ДЭПЛ для усиления АПЛ проекта 675 (Код НАТО - "Эхо-2"), которые были больше ДЭПЛ пр. 651 и несли 8 ПУ ракет. Фактически в период 1962-1968гг. было построено 16 единиц, в основном на заводе "Красное Сормово" в г.Горький (в наст. время - Нижний Новгород).
Для своего времени ДЭПЛ пр. 651 обладали чрезвычайно передовыми техническими решениями, некоторые из которых поразили посетивших лодки позднее американских инженеров. Так, "Джульетты" покрывались специальным звуко-радиопоглощающим покрытием - "черепицей" из жёсткой резины, толщиной около 50 мм. Они оснащались уникальными серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями, которые позволяли развивать на протяжении 1,5 часов подводную скорость 17,5 узл., а также обеспечивали дальность подводного хода в 810 миль. Другими особенностями был корпус из маломагнитной стали и система "Касатка" для получения со спутников информации о цели и множество других, сложных радио-электронных устройств.
ДЭПЛ проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести.
Корпус состоял из восьми отсеков:
1. Носовой торпедный отсек;
2. Отсек жилых помещений и передних аккумуляторных батарей;
3. Отсек управления ракетами и аккумуляторных батарей;
4. Отсек управления;
5. Отсек жилых помещений и две группы аккумуляторных батарей;
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электромоторов;
8. Кормовой торпедный отсек.
|
Название |
Место постройки |
Дата
закладки |
Дата
спуска |
Дата вступления
в строй |
Дальнейшая судьба |
K-156 |
|
16.11.1960 |
31.07.1962 |
10-12.1963 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
и переименована в Б-156
сдана на слом 1988 |
K-85 |
|
25.10.1961 |
31.01.1964 |
30.12.1964 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
и переименована Б-85
сдана на слом 1988 |
K-63 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
25.04.1962 |
26.07.1963 |
31.12.1964 |
Причислена к ТОФ
переименована в Б-63 в 1987г.
сдана на слом 1991 |
K-70 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
25.03.1962 |
06.02.1964 |
31.12.1964 |
Причислена к ТОФ
переименована в Б-270 в 1987
сдана на слом 1991 |
K-24 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
15.10.1961 |
15.07.1962 |
31.10.1965 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована в Б-124
продана в Германию в 1994
Используется как плавучий ресторан ( с ошибочным номером на корпусе U-461 )
и аттракцион для туристов. |
K-68 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
25.01.1962 |
30.04.1963 |
28.12.1965 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована B.68
сдана на слом 1989 |
K-77 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
31.01.1963 |
11.03.1965 |
31.10.1965 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована в Б-77
сдана на слом 1989 |
K-81 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
20.11.1963 |
07.08.1964 |
14.12.1965 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована в Б-81
выведена из боевого сотава в 1994,
продана фирме Subexpo.
C 1997 используется как туристический аттракцион в г.С-Петербург, Флорида, США |
K-58 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
15.07.1963 |
12.1966 |
23.09.1966 |
Причислена к ЧФ
переименована в Б-81 в 1987
Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом. |
K-73 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
11.08.1964 |
31.05.1966 |
15.12.1966 |
Причислена к ТОФ
переименована Б-73 в 1987
сдана на слом 1991 |
K-67 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
31.01.1965 |
29.10.1966 |
30.09.1967 |
Причислена к ЧФ
переименована в Б-67 в 1987
сдана на слом 1994 |
K-78 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
25.07.1965 |
30.03.1967 |
11.01.1967 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987
переименована в Б-478
Затонула при переходе к месту разделки в 1992 |
K-203 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
25.12.1965 |
30.06.1967 |
02.12.1967 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987
переименована B.203
сдана на слом 1994 |
K-304 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
06.08.1966 |
24.01.1967 |
21.09.1968 |
Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987
переименована в Б-304
сдана на слом 1994 |
K-318 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
29.03.1966 |
29.03.1968 |
29.09.1968 |
Причислена к ЧФ
переименована в Б-318 в 1987
сдана на слом 1994 |
K-120 |
"Красное Сормово", Н.Новгород |
25.03.1967 |
11.07.1968 |
26.12.1968 |
Переведена на ТОФ в 1987
переименована в Б-120
сдана на слом 1991 |
Тактико-технические характеристики |
Размеры |
Водоизмещение: |
Надводное - 3174 т.
Надводное с дополнительным топливом - 3636 т.
Подводное - 4137 т. |
Длина: |
90 м. |
Ширина: |
10 м. |
Осадка: |
7 м. |
|
Тип: |
2 Дизеля (по 3500 л.с.), 2 Электромотора (по 3000 л.с.),
Дизельгенератор (3000 л.с.), 2 Электромотора "бесшумного
хода" (по 150 л.с.) |
Количество валов: |
2 |
Мощность: |
Дизели - 7000 л.с., Электромоторы - 6000 + 300 л.с. |
Скорость, дальность плавания |
Скорость: |
Надводная - 19 узл.
Подводная - 14 узл. |
Дальность плавания: |
9000 миль при скорости 8 узл. в надводном положении;
18000 миль при скорости 7 узл. в надводном положении с
дополнительным запасом топлива;
810 миль при скорости 2,74 узл. в подводном положении. |
Макс. глубина погружения: |
нормальная - около 240 м.
предельная - 360 м. |
Автономность: |
90 суток |
Вооружение |
Торпедные аппараты:
6 х 533 мм носовых торпедных аппаратов (Боезапас - 18 торпед);
4 х 400 мм кормовых торпедных аппарата (Боезапас - 4 торпеды);
Ракетное вооружение:
4 управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500)
(Время подготовки к первому запуску - 4.5 мин, последующий пуск - через 10 сек., при скорости хода - до 4 узл. ) |
Прочие сведения |
Команда: |
82 чел. (12 офицеров) |
Дизельно-электрическая ПЛ "Проект 651"
Дизельно-электрическая ПЛ "Проект 651"
Проект 651 "K-24"
Пусковая установка ракетного комплекса
Пр.651 "К-77" боевой пульт
Торпедный аппарат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|