Проект разработан под руководством И. Г. Бубнова. Являлся развитием проекта подводной лодки "Дельфин". Отличались от прототипа увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. Однокорпусные, безотсечные подводные лодки. Первоначально предполагалось оснастить 3 бензиновыми двигателями, работающими на 3 линии вала, однако их отсутствие привело к срыву сроков ввода кораблей в строй. Обе подводные лодки простояли у достроечной стенки завода почти 2 года. В начале 1908 года бортовые дейдвудные трубы заглушили и установили дизели. На один гребной вал одновременно работали дизель и электродвигатель. В результате модернизации подводные лодки оказались перегруженными, с недостаточной остойчивостью. Дальность плавания не соответствовала проектной. Имели малую боевую ценность и, как правило, находились в составе учебного отряда подводного плавания.
КАСАТКА, 05.06.1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и 18.03.1904 г. заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 24.07.1904 г, и в период с 04.11 по 13.12.1904 г, перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток, вступила в строй в марте 1905 г. До 11.03.1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в русско- японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1906 г. модернизирована, а в 1914 г. прошла во Владивостоке капитальный ремонт. 02.12.1915 г. доставлена по железной дороге из Владивостока в Петроград и переведена в состав БФ. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 6 боевых походов) и в Февральской революции. 25.10.1917 г, вошла в состав Красного БФ. 31.01.1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение, но 10.11.1918 г. отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18,11.1918 г. перечислена в состав АКВФ. 31.07.1919 г. вошла в состав ВКВФ и 05.07.1920 г. - в состав МСКМ. После гражданской войны вновь находилась в порту на хранении, а 21.11.1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.
ФЕЛЬДМАРШАЛ ГРАФ ШЕРЕМЕТЕВ, с 04.08,1917 г. - Кета. 18.08.1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и весной 1904 г. заложена на добровольные пожертвования на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 08.08.1904 г. и в период с 04.11. по 13.12.1904 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток, вступила в строй в мае 1905 г. До 11.03.1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1915 г. прошла во Владивостоке модернизацию и капитальный ремонт. 02.12.1915 г. доставлена по железной дороге из Владивостока в Петроград и переведена в состав БФ. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам) и в Февральской революции. 25.10.1917 г, вошла в состав Красного БФ. 31.01.1918 r. выведена из боевого состава и исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
СКАТ, 05.06.1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и весной 1904 г. заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 21.08.1904 г. и в период с 02.11 по 12.12.1904 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток, вступила в строй 29.03.1905 r. До 11.03.1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в русско-японской воине: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1913 г. прошла во Владивостоке модернизацию и капитальный ремонт. В январе 1915 г. доставлена по железной дороге из Владивостока в Севастополь и переведена в состав ЧФ. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма и на подходах к Севастополю). 16.12.1917 r. вошла в состав Красного ЧФ. В феврале 1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, где 01.05.1918 г. была захвачена германскими оккупантами, а 24.11.1918 г. - англо-французскими интервентами и 26.04.1919 г, по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.
НАЛИМ, заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 17.07.1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии, спущена на воду 26.08.1904 г. и в период с 02.11 по 12.12.1904 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток, вступила в строй 07.05.1905 г. До 11.03.1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1913 г. прошла во Владивостоке модернизацию и капитальный ремонт. В январе 1915 г. доставлена по железной дороге из Владивостока в Севастополь и переведена в состав ЧФ. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма и на подходах к Севастополю). 16.12.1917 г. вошла в состав Красного ЧФ. В феврале 1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, где 01.05.1918 г, была захвачена германскими оккупантами, а 24.11.1918 г. - англо- французскими интервентами и 26.04.1919 г. по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя. В 1932 г, поднята Черноморской экспедицией ЭПРОН и отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель, а весной 1933 г. сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.
ОКУНЬ, заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 17.07.1904 г. зачислена в списки кораблей БФ, спущена на воду 31.08.1904 г., вступила в строй 07.07.1908 г. До 11.03.1906 г. относилась к классу миноносцев. В 1911 г. прошла модернизацию и капитальный ремонт. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота) и в Февральской революции, 25.10.1917 г, вошла в состав Красного БФ. 31.01.1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение, но 10.11.1918 г. отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18.11.1918 г. перечислена в состав АКВФ. 31.07.1919 г. вошла в состав ВКВФ и 05,07,1920 г. - в состав МСКМ. После гражданской войны вновь находилась в порту на хранении, а 21.11.1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.
МАКРЕЛЬ, заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 05.06.1904 г, зачислена в списки кораблей БФ, спущена на воду 14.08.1904 г., вступила в строй 22.07.1908 г. До 11.03.1906 г. относилась к классу миноносцев. В 1911 г. прошла модернизацию и капитальный ремонт. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского залива в августе 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота; совершила 10 боевых походов) и в Февральской революции. 25.10.1917 г. вошла в состав Красного БФ. 31.01.1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту нахранение, но 10.11.1918 г. отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18,11,1918 г, перечислена всостав АКВФ. 31.07.1919 г. вошла в состав ВКВФ и 05.07.1920 г.- в состав МСКМ. Участвовала в гражданской войне: бой в Тюб-Караганском заливе в мае 1919 г. После гражданской войны вновь находилась в порту на хранении, а 21.11.1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на металл.