В 1980-х годах КБ "Рубин" разработало подводные лодки 3-го поколения с крылатыми ракетами на вооружении - пр. 949 ("Гранит", по НАТОвской классификации"Оскар-I") и пр. 949А ("Антей", НАТО - "Оскар-II"). Гл. конструкторы - Пустынцев П.П. и Базанов И.Л. Ранее этим же КБ были разработаны АПЛ с КР на вооружении - пр.659 и пр. 675, а также их модификации.
Ракетные подводные крейсера (РПК) пр.949 и 949А имеют подводное водоизмещение около 18 000 т. (в некоторых источниках указывается цифра - 24 000 т.), оснащены ядерной силовой установкой и являются одними из новейших подводных лодок Российского флота. Основным оружием являются ПКР "Гранит", расположенные в 24 пусковых установках (ПУ). Основным предназначением этих лодок является нанесение ударов по корабельным соединениям противника (прежде всего, конечно, по авианосным ударным группам ВМС США).
Как и остальные российские подводные лодки, РПК пр. 949, 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру - внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.
Считается что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК пр. 949А примерно на 10 м. длиннее первых двух кораблей пр. 949. Возможно это увеличение размеров было использовано на размещение более малошумной силовой установки и более совершенных электронных систем. РПК пр. 949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.
В открытых источниках довольно сложно найти подробную информацию об этих кораблях, а та что имеется зачастую существенно отличается друг от друга.
РПК вооружён 24 ПУ ПКР "Гранит" которые расположены побортно в пространстве между корпусами под углом около 40 град. ПУ закрыты крышками, по 6-ть с каждой стороны, которые открываются в момент пуска. Ракеты могут запускаться из подводного положения. Дальность поражения составляет до 550 км., возможно применение ядерной БЧ.
Торпедные аппараты, расположенные в носовой части корабля предназначены для стрельбы торпедами и противокорабельными ракетами.
В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.
РПК пр. 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей - в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК пр. 949А. Неизвестно состояние на 12-й лодке проекта, по одной информации она была достроена в конце 1999г., по другой - разобрана после закладки. 4-й (по очерёдности в серии) РПК пр. 949А К-173 ("Челябинск" ? "Красноярск" ?) была выведена из состава флота в 1998г.
Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе пр. 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.
Несмотря на скудное матобеспечение РПК пр. 949 сохраняли боеспособность на протяжении 1990-х годов и совершали боевые походы. Случались и аварии и инциденты: в 1998г. на одном РПК была авария, пострадали несколько человек, в т.ч. были со смертельным исходом.
Трагическая авария произошла 12-13 августа 2000г. с РПК пр. 949А К-141 "Курск". Лодка возвращалась с учений Северного флота, где производила ракетные стрельбы и не вышла на связь в установленное время ... После поисков в ожидаемом районе нахождения она была обнаружена на дне Баренцева моря на расстоянии около 200 км. от Мурманска на глубине 100-150 м (как наиболее точная называется цифра - 107 м.). Не называется точный характер и размер повреждений, разная информация по-поводу крена лодки. На борту корабля находились по разным данным от 107 до 130 человек, какая часть из них уцелела непосредственно после аварии - неизвестно. Установить какую-либо связь с экипажем не удалось (за исключением того что были зафиксированы удары внутри лодки - свидетельство того, что там есть живые члены экипажа). Попытки пристыковаться к лодке посредством приспособления "колокол" и спасательных аппаратов ("Приз" и "Бестер") также результатов не принесли. Спасательная операция, продолжавшаяся в течение нескольких недель закончилась неудачей.