Согласно предвоенным концепциям советского военно-морского искусства крейсера предназначались для обороны линейных кораблей, ведения артиллерийского боя с крейсерами и группами эскадренных миноносцев, действий на морских коммуникациях противника и обороны своего судоходства, а также для постановки мин и огневого содействия сухопутным войскам.
Такие задачи возлагались на легкие крейсера проектов 26, 26-бис типа «Киров» и «Максим Горький». Безусловно, по своим возможностям, особенно по артиллерии главного калибра (180 мм), они превосходили легкие крейсера зарубежных флотов, однако уступали тяжелым. Поэтому предвоенной десятилетней программой (1937— 1946 гг.) кораблестроения предусматривалось создание 15 тяжелых крейсеров проекта 69. Первым трем были присвоены наименования «Кронштадт» (головной), «Севастополь», «Сталинград».
К осени 1938 г. был готов эскизный проект. В состав конструкторского коллектива входили Ф. Бесполов (главный конструктор), Н. Горбатенко, Т. Джеломанов и др. Технический проект утвержден 12 апреля 1940 г., уже после закладки головного корабля.
Согласно расчету, выполненному военно-морской академией и конструкторским бюро, тяжелый крейсер проекта 69 мог быть способен:
- наносить решающие повреждения германским линейным кораблям типа «Шарнхорст» на дистанциях боя 72 — 122 каб на курсовых углах 33—50°;
- уничтожать все легкие и тяжелые крейсера за исключением тех, которые имеют преимущества в скорости хода, не получая при этом поражений жизненно важных частей от 203-мм снарядов, на дистанциях боя более 55 каб, на всех курсовых углах;
- вести бои на дистанциях 96—120 каб на курсовых углах 33—50° с модернизированными линейными кораблями типа «Юлий Цезарь».
В расчете указывалось, что «в сравнении с французским линкором «Дюнкерк» советский тяжелый крейсер проекта 69 был слабее». Это объяснялось большим калибром главной артиллерии, более высокой начальной скоростью снаряда, а также повышенной толщиной вертикальной и горизонтальной брони французского корабля. В пояснительной записке эскизного проекта отмечалось, что преимущество в главном калибре и отдельных видах бронирования «Дюнкерка» достигнуто за счет понижения скорости хода, носового двухбашенного расположения главной артиллерии и уменьшения первого и третьего поясов бортовой брони. Благодаря увеличенной броне траверзов в сравнении с бортовой броней (260 и 230 мм) крейсер типа «Кронштадт» мог вести бой с германским линкором «Шарнхорст», преследуя его на острых курсовых углах.
Виды вооружения, защиты, маневренные элементы |
СССР "Кронштадт" |
Германия "Шарнхорст" |
Франция "Дюнкерк" |
Италия "Юлий Цезарь" |
Артиллерийское вооружение (количесттво орудий - калибр) |
Главный калибр |
9 - 305 |
9 - 280 |
8 - 330 |
10 - 320 |
Противоминный калибр |
8 - 130 |
12 - 150 |
14 - 130 |
12 - 120 |
Зенитный калибр дальнего боя |
8 - 100 |
8 - 105 |
--- |
8 - 100 |
Зенитный калибр ближнего боя |
28 - 37 |
12 - 37 |
8 - 37 |
20 (зен. пул.) |
Защита (бронирование в мм) |
Броня борта (главная) |
230 |
250 / 225 |
280 |
240 |
Траверзы |
260 |
--- |
--- |
--- |
Барбеты башенные |
330 |
--- |
--- |
--- |
Средняя палуба |
90 |
50 |
125 |
30 |
Нижняя палуба |
30 |
110 |
150 |
--- |
Кораблестроительные и маневренные элементы |
Водоизмещение, т |
32870 |
26000 |
28130 |
23622 |
Скорость хода, наибольшая, уз. |
32 |
30-32 |
29,5 |
27 |
Мощность главных механизмов, л.с. |
201000 |
130000 |
100000 |
75000 |
Дальность плавания, миль |
8000 |
н.д. |
7500 |
7500 |
Длина по КВЛ, м |
238 |
226 |
218 |
188 |
Следует подчеркнуть, что тяжелый крейсер проекта 69 по водоизмещению, вооружению и боевому предназначению можно было отнести к классу линейных кораблей.
Орудия главного 305-мм калибра предполагалось разместить в трехорудийных башнях в диаметральной плоскости: две — в носу, одна — в корме. Вторая башня, согласно проекту, имела превышение линии огня в 1000 мм над крышей первой башни. Скорострельность — 3 выстр./мин. Противоминный 130-мм калибр, впоследствии измененный на 152-мм, размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. Аналогично размещались восемь 100-мм пушен. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек.
Проектом предусматривались командно-дальпомерчые посты (КДП) и стабилизированные посты наведения (СПН). Носовой КДП главного калибра располагался на башснионодобной мачте на высоте 29 м с возможностью обнаружения противника на дальности 213 каб. Сектор обзора 360°. Кормовой КДП имел высоту 14,2 м с дальностью наблюдения 178 каб и сектором обзора 30—180—30°. Оба КДП оснащались двумя восьмиметровыми дальномерами. КДП противоминного калибра располагались побортно па высоте 14 м с дальностью видимости горизонта 178 каб, а их сектора обзора полностью обеспечивали все курсовые углы обстрела артиллерии этого калибра. КДП оборудовались четырехметровыми дальномерами.
Высота СПН составляла 14 м, дальность видимости 75 каб, углы обзора 0—180°. Все три СПН оснащались трехметровыми дальномерами. На крейсере предусматривались для орудий главного калибра центральные артиллерийские посты (ЦАП) в носу и в корме, а также один ЦАП противоминного калибра.
Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) тяжелого крейсера был аналогичен ГТЗА линкоров типа "Советский Союз". 12 котлов (вместо шести на легких крейсерах) повышали живучесть котельной установки и обеспечивали большую маневренность в эксплуатации. На экономическом ходу должны были работать два котла, на крейсерской скорости - четыре, а на полном ходу — все 12 котлов. Четыре турбогенератора мощностью 1200 кВт каждый обеспечивали корабль электроэнергией. Имелось столько же дизель-генераторов по 650 кВт.
Средства радиосвязи тяжелого крейсера состояли (из радиостанций «Ураган-М», приемников «Гроза», «Пурга» и «Вихрь». Впервые проектом оговаривалось оснащение его радиоаппаратурой быстродействия, уже испытанной к тому времени в корабельных условиях.
Между двумя дымовыми трубами размещались два гидросамолета КОР-2 с катапультой. Шесть 90-см прожекторов предназначались для подсветки целей в ночное время. Планировалась установка современных технических средств кораблевождения, теплопеленгаторной и гидроакустической аппаратуры, нерадиолокационного прибора опознавания.
При проектировании тяжелых крейсеров учитывался весь накопленный опыт создания кораблей типа «Киров», «Максим Горький», а также типа «Чапаев» (проект 68), строительство которых завершалось уже после войны. «Чапаев» вступил в строй в 1950 г., хотя был заложен в 1939 г. В процессе его проектирования конструкторы уже моделировали и макетировали корабельные отсеки и боевые посты. Была созданаспециальная макетная мастерская, в натуральную величину изготовлена боевая рубка крейсера с макетами приборов, построены машинное и котельное отделения с размещением в них макетов механизмов и оборудования. На макете носовой оконечности конструкторы искали оптимальное размещение якорного устройства, параванного охранителя и других корабельных систем и устройств.
Головной тяжелый крейсер «Кронштадт» должен был закладываться в ноябре 1938 г. и предназначался для Балтийского флота. По ряду обстоятельств, главным образом из-за неготовности стапеля, время закладки перенесено с разрешения Председателя Комитета Обороны при СНК СССР В. Молотова на 1 сентября 1939 г. Плановый срок сдачи «Кронштадта» флоту указывался на 1943 г. Однако война помешала строительству, металл корпусов «Кронштадта» и «Севастополя» был применен для ремонта и постройки других кораблей.
Прим. ВМК: В ходе разработки и во время начала строительства предполагалось заменить 9-305 мм. орудий главного калибра на 6-380 мм. орудий в 3-х двухорудийных башнях.
После окночания войны проект 69 получил развитие на основе военного опыта в проекте 82 (82Р). Проект 82 представлял собой несколько увеличенный "Кронштадт", 82Р предусматривал размещение на корабле ракет Р-5. По пректу 82 было заложено в 1952г. два корабля "Сталинград" и "Москва", а по проекту 82Р в 1955г. заложили "Кронштадт". Однако не один из кораблей достроен не был.