morbox.ru » Крейсера » Россия » Линейный крейсер "Кронштадт"

Австралия
Бразилия
Германия
Испания
Канада
Россия
Тайланд
Швеция
Аргентина
Великобритания
Индия
Италия
Перу
США
Франция
Япония
Великобритания
Россия
США
Австралия
Германия
Испания
Малайзия
Россия
Франция
Великобритания
Дания
Канада
Нидерланды
Тайвань
Южн. Африка
Германия
Италия
Россия
США
Реклама

 
Линейный крейсер "Кронштадт"
 

Тяжёлые крейсера пр. 69(типа "Кронштадт")

Описание, история создания и службы

Согласно предвоенным концепциям советского военно-морского искусства крейсера предназначались для обороны линейных кораблей, ведения артиллерийского боя с крейсерами и группами эскадренных миноносцев, действий на морских коммуникациях противника и обороны своего судоходства, а также для постановки мин и огневого содействия сухопутным войскам.

Такие задачи возлагались на легкие крейсера проектов 26, 26-бис типа «Киров» и «Максим Горький». Безусловно, по своим возможностям, особенно по артиллерии главного калибра (180 мм), они превосходили легкие крейсера зарубежных флотов, однако уступали тяжелым. Поэтому предвоенной десятилетней программой (1937— 1946 гг.) кораблестроения предусматривалось создание 15 тяжелых крейсеров проекта 69. Первым трем были присвоены наименования «Кронштадт» (головной), «Севастополь», «Сталинград».

К осени 1938 г. был готов эскизный проект. В состав конструкторского коллектива входили Ф. Бесполов (главный конструктор), Н. Горбатенко, Т. Джеломанов и др. Технический проект утвержден 12 апреля 1940 г., уже после закладки головного корабля.

Согласно расчету, выполненному военно-морской академией и конструкторским бюро, тяжелый крейсер проекта 69 мог быть способен:

- наносить решающие повреждения германским линейным кораблям типа «Шарнхорст» на дистанциях боя 72 — 122 каб на курсовых углах 33—50°;
- уничтожать все легкие и тяжелые крейсера за исключением тех, которые имеют преимущества в скорости хода, не получая при этом поражений жизненно важных частей от 203-мм снарядов, на дистанциях боя более 55 каб, на всех курсовых углах;
- вести бои на дистанциях 96—120 каб на курсовых углах 33—50° с модернизированными линейными кораблями типа «Юлий Цезарь».

В расчете указывалось, что «в сравнении с французским линкором «Дюнкерк» советский тяжелый крейсер проекта 69 был слабее». Это объяснялось большим калибром главной артиллерии, более высокой начальной скоростью снаряда, а также повышенной толщиной вертикальной и горизонтальной брони французского корабля. В пояснительной записке эскизного проекта отмечалось, что преимущество в главном калибре и отдельных видах бронирования «Дюнкерка» достигнуто за счет понижения скорости хода, носового двухбашенного расположения главной артиллерии и уменьшения первого и третьего поясов бортовой брони. Благодаря увеличенной броне траверзов в сравнении с бортовой броней (260 и 230 мм) крейсер типа «Кронштадт» мог вести бой с германским линкором «Шарнхорст», преследуя его на острых курсовых углах.

Виды вооружения, защиты, маневренные элементы

СССР "Кронштадт"

Германия "Шарнхорст"

Франция "Дюнкерк"

Италия "Юлий Цезарь"

Артиллерийское вооружение (количесттво орудий - калибр)

Главный калибр 9 - 305 9 - 280 8 - 330 10 - 320
Противоминный калибр 8 - 130 12 - 150 14 - 130 12 - 120
Зенитный калибр дальнего боя 8 - 100 8 - 105 --- 8 - 100
Зенитный калибр ближнего боя 28 - 37 12 - 37 8 - 37 20 (зен. пул.)

Защита (бронирование в мм)

Броня борта (главная) 230 250 / 225 280 240
Траверзы 260 --- --- ---
Барбеты башенные 330 --- --- ---
Средняя палуба 90 50 125 30
Нижняя палуба 30 110 150 ---

Кораблестроительные и маневренные элементы

Водоизмещение, т 32870 26000 28130 23622
Скорость хода, наибольшая, уз. 32 30-32 29,5 27
Мощность главных механизмов, л.с. 201000 130000 100000 75000
Дальность плавания, миль 8000 н.д. 7500 7500
Длина по КВЛ, м 238 226 218 188

Следует подчеркнуть, что тяжелый крейсер проекта 69 по водоизмещению, вооружению и боевому предназначению можно было отнести к классу линейных кораблей.

Орудия главного 305-мм калибра предполагалось разместить в трехорудийных башнях в диаметральной плоскости: две — в носу, одна — в корме. Вторая башня, согласно проекту, имела превышение линии огня в 1000 мм над крышей первой башни. Скорострельность — 3 выстр./мин. Противоминный 130-мм калибр, впоследствии измененный на 152-мм, размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. Аналогично размещались восемь 100-мм пушен. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек.

Проектом предусматривались командно-дальпомерчые посты (КДП) и стабилизированные посты наведения (СПН). Носовой КДП главного калибра располагался на башснионодобной мачте на высоте 29 м с возможностью обнаружения противника на дальности 213 каб. Сектор обзора 360°. Кормовой КДП имел высоту 14,2 м с дальностью наблюдения 178 каб и сектором обзора 30—180—30°. Оба КДП оснащались двумя восьмиметровыми дальномерами. КДП противоминного калибра располагались побортно па высоте 14 м с дальностью видимости горизонта 178 каб, а их сектора обзора полностью обеспечивали все курсовые углы обстрела артиллерии этого калибра. КДП оборудовались четырехметровыми дальномерами.

Высота СПН составляла 14 м, дальность видимости 75 каб, углы обзора 0—180°. Все три СПН оснащались трехметровыми дальномерами. На крейсере предусматривались для орудий главного калибра центральные артиллерийские посты (ЦАП) в носу и в корме, а также один ЦАП противоминного калибра.

Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) тяжелого крейсера был аналогичен ГТЗА линкоров типа "Советский Союз". 12 котлов (вместо шести на легких крейсерах) повышали живучесть котельной установки и обеспечивали большую маневренность в эксплуатации. На экономическом ходу должны были работать два котла, на крейсерской скорости - четыре, а на полном ходу — все 12 котлов. Четыре турбогенератора мощностью 1200 кВт каждый обеспечивали корабль электроэнергией. Имелось столько же дизель-генераторов по 650 кВт.

Средства радиосвязи тяжелого крейсера состояли (из радиостанций «Ураган-М», приемников «Гроза», «Пурга» и «Вихрь». Впервые проектом оговаривалось оснащение его радиоаппаратурой быстродействия, уже испытанной к тому времени в корабельных условиях.

Между двумя дымовыми трубами размещались два гидросамолета КОР-2 с катапультой. Шесть 90-см прожекторов предназначались для подсветки целей в ночное время. Планировалась установка современных технических средств кораблевождения, теплопеленгаторной и гидроакустической аппаратуры, нерадиолокационного прибора опознавания.

При проектировании тяжелых крейсеров учитывался весь накопленный опыт создания кораблей типа «Киров», «Максим Горький», а также типа «Чапаев» (проект 68), строительство которых завершалось уже после войны. «Чапаев» вступил в строй в 1950 г., хотя был заложен в 1939 г. В процессе его проектирования конструкторы уже моделировали и макетировали корабельные отсеки и боевые посты. Была созданаспециальная макетная мастерская, в натуральную величину изготовлена боевая рубка крейсера с макетами приборов, построены машинное и котельное отделения с размещением в них макетов механизмов и оборудования. На макете носовой оконечности конструкторы искали оптимальное размещение якорного устройства, параванного охранителя и других корабельных систем и устройств.

Головной тяжелый крейсер «Кронштадт» должен был закладываться в ноябре 1938 г. и предназначался для Балтийского флота. По ряду обстоятельств, главным образом из-за неготовности стапеля, время закладки перенесено с разрешения Председателя Комитета Обороны при СНК СССР В. Молотова на 1 сентября 1939 г. Плановый срок сдачи «Кронштадта» флоту указывался на 1943 г. Однако война помешала строительству, металл корпусов «Кронштадта» и «Севастополя» был применен для ремонта и постройки других кораблей.

 


Прим. ВМК: В ходе разработки и во время начала строительства предполагалось заменить 9-305 мм. орудий главного калибра на 6-380 мм. орудий в 3-х двухорудийных башнях.

После окночания войны проект 69 получил развитие на основе военного опыта в проекте 82 (82Р). Проект 82 представлял собой несколько увеличенный "Кронштадт", 82Р предусматривал размещение на корабле ракет Р-5. По пректу 82 было заложено в 1952г. два корабля "Сталинград" и "Москва", а по проекту 82Р в 1955г. заложили "Кронштадт". Однако не один из кораблей достроен не был.

 

Названия и даты

Название Место постройки

Дата закладки

Дата спуска

Вступил в строй

Дальнейшая судьба

«Кронштадт»

Ленинград

15.07.1939

---

---

Спущен и достроен не был

«Севастополь»

Ленинград

05.11.1939

---

---

Спущен и достроен не был

 

Тактико-технические характеристики

Размеры

Водоизмещение:

32870

Длина:

по КВЛ - 238 м.

Ширина:

н.д.

Осадка:

н.д.

Энергетическая установка

Тип:

н.д.

Количество валов:

н.д.

Мощность:

201 000 л.с.

Скорость, дальность плавания

Скорость:

максимальная - 32 узл.

Дальность плавания:

8000 миль

Автономность:

н.д.

Бронирование

пояс до 230 мм
траверзы до 260 мм
средняя палуба 90 мм
нижняя палуба 30 мм
башни до 330 мм.

Вооружение

9 х 305-мм орудий (3 х 3 башни)
8 х 130-мм орудий (4 х 2 башни)
8 х 100-мм зенитных орудий
28 х 37-мм зенитных орудий

Прочие сведения

Команда:

н.д.



Линейный крейсер "Кронштадт" - схема
Линейный крейсер "Кронштадт"




Линейный крейсер "Кронштадт" - рисунок
Линейный крейсер "Кронштадт"



"Кронштадт" в варианте c 6x380 мм орудиями  -  рисунок
Линейный крейсер "Кронштадт"


 
 
 
Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Дания
Израиль
Кувейт
Малайзия
Сингапур
Австралия
Бразилия
Великобритания
Германия
Израиль
Россия
США
Франция
Швеция
Великобритания
Индия
Россия
США
Австралия
Испания
Канада
Норвегия
США
Швеция
Германия
Италия
Нидерланды
Россия
Франция
Реклама

 
 
morbox.ru » Крейсера » Россия » Линейный крейсер "Кронштадт"

Яндекс цитирования Rambler's Top100