Эскадренный броненосец"Двенадцать Апостолов"
Описание, история создания и службы |
Проектное задание предусматривало небольшой, дешевый, но вместе с тем сильный броненосец – требования, часто выдвигавшиеся, но редко выполняемые. "Двенадцать Апостолов" оказался весьма удачным приближением к решению столь непростой задачи. Конечно, при водоизмещении чуть более 8,000 тонн не могло идти и речи о полном бронировании борта, но цитадель получилась достаточно протяженной и хорошо защищенной. Пришлось отказаться и от высокого борта, в ущерб мореходности и возможности вести огонь в плохую погоду. Пострадала и артиллерия среднего калибра – осталось всего 4 152-мм орудия, но зато они наконец-то обрели броневую защиту. На основе этого проекта
разрабатывались все последующие черноморские и балтийские броненосцы.
9 февраля 1889 года зачислен в списки судов Черноморского флота и в 1889 году заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 13 сентября 1890 года, вступил в строй в 1892 году. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года – в линейный корабль. 1 апреля 1911 года разоружен и сдан Севастопольскому военному порту на хранение, а 4 сентября 1914 года переоборудован в блокшив. Участвовал в первой мировой войне, использовался для обеспечения боевых действий сил флота. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота, но 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами и включен в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав морских сил Черного моря. С 20 июня 1921 года находился в Главном военном порту морских сил Черного моря на хранении, в 1924 году частично демонтирован, а 28 января 1931 года исключен из списков судов РККФ в связи с передачей "Рудметаллторгу" для реализации.
|
Названия и даты |
Название |
Место постройки |
Дата закладки |
Дата спуска |
Вступил в строй |
Дальнейшая судьба |
|
Эллинг Николаевского адмиралтейства |
|
|
|
28 января 1931 года исключен из списков судов РККФ |
9 февраля 1889 года зачислен в списки судов Черноморского флота и в 1889 году заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 13 сентября 1890 года, вступил в строй в 1892 году. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года – в линейный корабль. 1 апреля 1911 года разоружен и сдан Севастопольскому военному порту на хранение, сентября 1914 года переоборудован в блокшив.Участвовал в первой мировой войне, использовался для обеспечения боевых действий сил флота. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота, но 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами и включен в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии.14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав морских сил Черного моря. С 20 июня 1921 года находился в Главном военном порту морских сил Черного моря на хранении, в 1924 году частично демонтирован, а 28 января 1931 года исключен из списков судов РККФ в связи с передачей "Рудметаллторгу" для реализации. |
Тактико-технические характеристики |
Размеры |
Водоизмещение: |
проектное - 8118 т
фактическое - 8710 т |
Длина: |
100,97 м |
Ширина: |
18,29 м |
Осадка: |
7,82 м |
Силовая установка |
Тип: |
2 вертикальные паровые машины тройного расширения |
Количество валов: |
2 |
Суммарная мощность: |
проектная - 8700 л.с.
фактическая - 8758 л.с. |
Тип котлов: |
н.д. |
Количество котлов: |
н.д. |
Скорость: |
проектная - 16 уз
на испытаниях - 15,7 уз |
Запас угля: |
нормальный - 560 т
полный - 800 т |
Дальность плавания: |
при скорости 10 уз - 1540 миль |
Бронирование |
Тип брони: |
н.д. |
Пояс: |
305-356 мм |
Траверзы: |
229-305 мм |
Башни: |
254-305 мм |
Палуба: |
51-64 мм |
Батарея артиллерии среднего калибра: |
127 мм |
Боевая рубка: |
203 мм |
Казематы: |
127-305 мм |
Вооружение |
305 мм/30 кал: |
4 (2 х 2 орудийных барбета) |
152 мм/35 кал: |
4 |
47 мм/кал: |
12 |
37мм (5-ти ствольных)/кал: |
14 |
64-мм десантных орудия Барановского |
2 |
Торпедные аппараты: |
6 - 381 мм (надводные) |
Прочие сведения |
Команда: |
599 чел. (26 офицеров, 573 матроса) |
Броненосец "Двенадцать Апостолов" - схема
Броненосец "Двенадцать Апостолов" - общий вид
Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов"
Спуск на воду броненосца "Двенадцать Апостолов"
Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов"
Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов"
Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов"
Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов"
Эскадренный броненосец "Двенадцать Апостолов"
|