|
|
|
Эскадренный броненосец "Александр II" |
|
|
|
Эскадренный броненосец"Император Александр II"
Описание, история создания и службы |
Головной балтийский броненосец "Император Александр II" унаследовал от семейства британских кораблей "Конкеррора" - "Виктории" схему размещения артиллерии, мощный таранный форштевень, относительно слабую защиту кормы и артиллерии среднего калибра. Зато у него имелся ряд достоинств: полный броневой пояс по ватерлинии, высокий борт, заметно улучшивший мореходность и позволяющий вести огонь в свежую погоду, увеличенные углы обстрела орудий среднего калибра. Артиллерию главного калибра на "Императоре Александре II" разместили в носовом барбете – по типупервых черноморских броненосцев класса "Екатерина II", а на втором однотипном корабле, "Императоре Николае I", – в двухорудийной башне, спроектированной инженером-кораблестроителем Н. Е. Кутейниковым.
В носовой части "ИмператорАлександр II", единственный из линкоров российского флота, имел два симметрично установленных торпедных аппарата (вместо традиционного одного штевневого): считалось, это не ослабит главное орудие – таран. Примечательно, что новые балтийские броненосцы были полностью построены на отечественных предприятиях.
Субподрядчиками петербургских верфей выступали Обуховский (артиллерия), Металлический (торпедные аппараты), Балтийский и Франко-Русский (машины и механизмы), Ижорский (броня) и многие другие заводы. |
Названия и даты |
Название |
Место постройки |
Дата
закладки |
Дата
спуска |
Дата вступления
в строй |
Дальнейшая судьба |
Император Александр II |
эллинг Нового
адмиралтейства, Санкт-Петербург. |
30.06.1886 |
26.07.1887 |
сентябрь 1890 |
21 ноября 1925 года исключен из списка судов РККФ. |
27 июня 1885 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 30 июня 1886 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущен на воду 26 июля 1887 года, вступил в строй в сентябре 1890 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль.
В июне 1895 года участвовал в церемонии открытия Кильского канала. Капитальный ремонт в 1904-1905 гг. На броненосце установили новые котлы, сняли боевые марсы, уменьшили рангоут. После ремонта вооружение состояло из 1х2 305-мм, 1х1 203-мм, 10х1 152-мм, 4х1 120-мм и 4х1 47-мм орудий, 8х1 7,62-мм пулеметов. С 1914 года использовался как учебно-артиллерийский корабль. После 1915 года вооружение состояло из 1х2 305-мм, 6х1 203-мм, 4х1 120-мм, 1х1 75-мм и 2х1 47-мм орудий, 2х1 7,62-мм пулеметов. Участвовал в первой мировой войне (использовался для подготовки артиллерийских специалистов флота), Февральской революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде и в гражданской войне (подавление мятежа Керенского-Краснова с 9 по 12 ноября 1917 года). 8 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав морских сил Балтийского моря. С 21 мая 1921 года находился на хранении в Кронштадтском военном порту. 15 августа 1922 года продан совместному советско-германскому акционерному обществу "Деруметалл" для разборки, осенью 1922 года отбуксирован в Германию на слом и 21 ноября 1925 года исключен из списка судов РККФ. |
Император
Николай I |
Франко-Русский завод, Санкт-Петербург. |
1886 |
20.05.1889 |
1891 |
15.05.1905г. - сдался в
плен японцам после Цусимского сражения |
В июне 1885 г. Общество Франко-Русских Заводов получило заказ на постройку второго броненосца по типу "Император Александр II", но с башенной установкой и измененным ютом. Броненосец, названный "Император Николай I", был заложен в 1886 г. и спущен на воду 20 мая 1889 г. В ходе постройки изменили расположение шлюпок и катеров. В 1891 году броненосец ввели в строй.
Примерно с 1893 г. находился в Средиземном море. До 1901 г. входил в состав Средиземноморской и Тихоокеанской эскадр. С 1902 по 1904 г. броненосец провел на Балтике. В 1902 г. прошел небольшую модернизацию. Был изменен состав мелкокалиберной артиллерии, боевые марсы опущены ниже, добавлены две прожекторные площадки.
Первоначальный состав мелкокалиберной артиллерии броненосца: 4 64-мм десантных орудия Барановского, 10 47-мм орудий Гочкиса, 8 37-мм пятиствольных орудий Гочкиса.
В конце 1904 г. срезали ют и на его месте установили 1 152-мм орудие и 6 47-мм орудий.
3 февраля 1905 г. броненосец, являясь флагманским кораблем Отдельного отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова, более известного как третья Тихоокеанская эскадра, отправился в последний поход под Андреевским флагом. Командиром корабля был капитан I ранга Смирнов. Вместе с броненосцами береговой обороны "Николай I" составлял третий броненосный отряд.
14 мая 1905 г. во время Цусимского сражения серьезных повреждений не получил, за исключением оторванного снарядом ствола 305-мм башенного орудия, но истратил более 2/3 боезапаса. Всего в дневном бою получил 10 попаданий: 1-305-мм, 2-203-мм, остальные снаряды неустановленного калибра. Потери составили 11 человек убитыми и 16 - ранеными. В ходе боя огнем броненосца были нанесены повреждения японским броненосным крейсерам "Асама" и "Идзумо". В 10 час. утра 15 мая вместе с сильно поврежденным эскадренным броненосцем "Орел" и двумя броненосцами береговойобороны "Николай I" оказался в полукольце японской эскадры. Под влиянием разгрома 14 мая Н.И. Небогатов приказал сдаться в плен.
Корабль исключен из списков российского флота 13 сентября 1905 г. В японском флоте броненосец получил название "Ики" и использовался как учебно-артиллерийский корабль. Потоплен как мишень линейными крейсерами в октябре 1915 года. |
Тактико-технические характеристики ("Имп. Николай I") |
Размеры |
Водоизмещение: |
проектное - 8440 т
фактическое к 1905 г - 9672 т |
Длина: |
наибольшая - 105.6 м
по ватерлинии - 101.65 м
между перпендикулярами - 99.3 м |
Ширина: |
наибольшая - 20.4 м |
Осадка: |
проектная - 7.6 м |
Силовая установка |
Тип: |
2 горизонтальных паровых машины
тройного расширения |
Количество валов: |
2 |
Суммарная мощность: |
проектная - 8000 л.с.
на испытаниях - 7842 л.с. |
Тип котлов: |
после модернизации Бельвиля |
Количество котлов: |
после модернизации - 16 |
Скорость: |
проектная - 15 уз
на испытаниях - 15.5 уз |
Запас угля: |
нормальный - 870 т
полный - 1370 |
Дальность плавания: |
при скорости 8.2 узл - 4800 миль
при скорости 10 узл - 2800 миль |
Бронирование |
Тип брони: |
Броня компаунд |
Пояс (полный, высота 2.5 м): |
102-356 мм |
Каземат: |
76-51 мм |
Траверзы каземата: |
152 мм |
Башня: |
254 мм |
Барбет: |
254 мм |
Броневая палуба (над поясом): |
63 мм |
Боевая рубка: |
203 мм |
Вооружение (к 1904 г.) |
305 мм/30 кал: |
2 |
229 мм/35 кал: |
4 |
152 мм/35 кал: |
8 |
47-мм пушек Гочкиса/43 кал: |
16 |
37-мм пушек Гочкиса/23 кал: |
2 (на катерах) |
64-мм десантных орудий Барановского/в 19 кал: |
2 |
Торпедные аппараты: |
381-мм надводных - 6
254-мм метательных -2 (на катерах) |
Прочие сведения |
Команда: |
офицеров - 31
унтер-офицеров и матросов - 585 |
Броненосец "Александр II" - общий вид
Эскадренный броненосец "Александр II"
Эскадренный броненосец "Александр II"
Эскадренный броненосец "Александр II"
Эскадренный броненосец "Александр II"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|