Авианосец "Аргус"
Описание, история создания и службы |
В начале 1914 года на верфи английской фирмы Бирдмор по заказу Италии был заложен лайнер «Конте Россо». Война помешала окончанию работ, и в 1916 году, купив корпус, англичане достроили его как авианосец «Аргус». В конструкции этого корабля было немало нового: полное отсутствие надстроек, полетная палуба почти на всю длину корабля, отвод дыма через горизонтальный дымоход, проложенный под палубой, с выпуском его в корму. Но самой главной новинкой, сделавшей Англию на какое-то время лидером, был, конечно, аэрофинишер.Первые попытки заменить волочащиеся по палубе мешки с песком системой, где кинетическая энергия расходуется на подъем грузов, были сделаны на «Фьюриесе», но они оказались малоудачными. Поэтому при проектировании «Аргуса» разработали конструкцию, в которой энергия самолета при торможении тратилась на сжатие пружин. Аэрофинишер состоял из металлических тросов, натянутых поперек кормовой части палубы на высоте 230 мм и поддерживаемых легкими щитками с пружинами. При пробеге садящийся самолет колесами прижимал щитки к палубе, расходуя свою кинетическую энергию на деформацию пружин. В результате его пробег значительно сокращался. Кроме поперечных тросов, над палубой натягивались еще и продольные, предотвращавшие боковое соскальзывание при посадке.
Одновременно с «Аргусом» началась переделка в авианосец «Кавендиша»— тяжелого крейсера типа «Хаукинс», поскольку «Аргус» был недостаточно быстроходен для совместных действий с флотом. Оба вступили в строй в октябре 1918 года. «Виндиктив» — такое название получил переделанный в авианосец «Кавендиш» — нес на борту 6 самолетов и при водоизмещении 9750 т имел скорость хода 29 узлов — почти на 10 узлов больше, чем у «Аргуса»! Артиллерийское вооружение состояло из четырех 190-мм орудий, четырех 76-мм зениток и четырех 12-фунтовых пушек.Полное отсутствие надстроек на этих авианосцах вызвало закономерный протест у моряков, понимавших, как важно иметь пост наблюдения и средства сигнализации, поднятые как можно выше над уровнем воды. Эти возражения побудили Адмиралтейство провести соответствующие изыскания, которые установили выгодность установки небольшой надстройки островного типа, смещенной к правому борту авианосца. Именно такими были задуманы новые английские авианосцы. Это «Игл», переделываемый из недостроенного корпуса чилийского линкора «Альмиранте Кохрен», заказанного в Англии накануне первой мировой войны, «Гермес» — первый в истории авианосец, не перестроенный из старого корабля, а с самого начала спроектированный как авианесущий корабль. Работы по их сооружению начались в конце войны, но потом достройку заморозили на несколько лет, поэтому им суждено было стать первыми послевоенными английскими авианосцами.
Не все они пережили первую мировую войну. В 1917 году турецкие береговые батареи пустили на дно быстрейший из бывших ла-маншских паромов «Бен-май-Кри», с которого некогда взлетели английские торпедоносцы, впервые достигшие боевого успеха. За несколько дней до перемирия, заключенного в ноябре 1918 года, в заливе Ферт-оф-Форт на севере Англии столкнулся во время шторма с крейсером «Глориес» крупный авиатранспорт «Кампания» (водоизмещение 18 тыс. т, скорость хода 22 узла): он пошел на дно с 6 самолетами и экипажем 600 человек.Большая часть авиатранспортов вернулась к мирной службе, и в строю английского флота остались лишь авиатендер «Пегасус» — так переименовали авиатранспорт «Арк Ройал» — и авианосцы «Фьюриес» II и «Аргус». |
Названия и даты |
Название |
Место постройки |
Дата закладки |
Дата спуска |
Вступил в строй |
Дальнейшая судьба |
"Аргус" |
Переоборудован из лайнера "Конте Россо" |
- |
- |
1918 г. |
по окончанию войны вернулся к мирной службе |
Тактико-технические характеристики |
Размеры |
|
|
Длина: |
|
|
|
|
|
Силовая установка |
Тип: |
Паровые машины |
|
4 |
|
22000 л.с. |
Скорость, дальность плавания |
|
|
Дальность плавания: |
|
Вооружение |
- 6 102-мм зениток
- 20 самолетов
|
Прочие сведения |
|
|
Авианосец "Аргус" I49
Авианосец "Аргус" I49
|